Хорошие и плохие ужасы
Настал тот самый момент, когда за плечами много прочитанных страшных книг и просмотренных фильмов ужасов, а вопрос выбора качественной страшилки наконец-то должен перестать волновать. Но не Горячеву Елену!

Вообще феномен фильмов ужасов (вам страшно, но вы все равно их смотрите) интересует многих, но не все интересующиеся способны четко провести грань между качественным фильмом и ширпотребом на один раз. И дело тут далеко не в различных вкусовых пристрастиях («А в полном отсутствии вкуса, как таковом!»- возразят любители добрых фильмов). Загвоздка кроется в том, что несмотря на то, что созданы мы все по одному образу и подобию, а боится каждый из нас своего собственного демона.

Начнём с самого примитивного аспекта - со страхов, заключённых в самой человеческой природе. Это именно то, что идёт в коробке стандартной поставки Homo sapien`ов - боязнь воды, огня, высоты, темноты и тд.

Казалось бы, что эксплуатировать эту тему сейчас, в век чрезмерно информационный, сможет разве что совершенно безыдейный автор. Однако вспомните, как вы вели себя, оказавшись в ситуации, когда в доме нет электричества, а где лежат спасительные свечки, которые ещё нужно чем-то поджечь - вы не имеете представления. Так как память и здравый смысл всегда первыми пасуют при виде опасности.
Вспомните ваши потные ладони, когда вы подходите к перилам на открытом балконе чрезмерно высокого здания и смотрите вниз. Вы ведь испугались на секунду, не так ли?

А как насчёт заплыва в водоёме, когда вашей ноги внезапно что-то коснулось? И ведь под толщей воды точно нет никаких потопленных деревьев. Скользкие щупальца страха до сих пор вас не коснулись, нет?

Если же все вышеперечисленное оставило вас абсолютно равнодушными, а угрозой пожара вас тоже не пронять, так как ваше уютное офисное рабочее место находится прямо с аварийным выходом, то, пожалуй, я предприму ещё одну попытку вас напугать. Точнее - воззвать к глубоко сидящим внутри каждого из нас примитивным страхам.

Что же ещё, спросите вы, работает именно на этом уровне страшилок? Все очень просто - это всего лишь боязнь потустороннего. Действительно, каждый из нас знает (или верит), что приведений не бывает, а посторонние звуки в доме – это всего-навсего сквозняк. Но так ли это на самом деле? Неужели в вашей жизни всегда было это убеждение и никогда вам не мерещились странные тени в темноте и звуки шагов, когда абсолютно никого нет рядом? Если нет, то я вам не верю.
И дело даже не в том, что все эти странные «свидетельства» призрачного присутствия на самом деле - плод нашего воображения, а точнее активной работы мозга, который на основе жизненного опыта достраивает возможные варианты, когда данных, поступающих от органов чувств, не хватает. А в том, что нам ХОЧЕТСЯ верить, что где-то там на самом деле кто-то есть. И тут мы закономерно приходим к выводу: мы идём в кино на ужасы или за страшной книгой в магазин именно потому, что СОЗНАТЕЛЬНО хотим бояться. Даже если оправдываемся, что больше нечего смотреть или читать.

Ах, да, лидер в списке оправданий на самом деле другой: "Меня уже больше ничем не испугаешь!» Хотя и на старуху бывает вы сами знаете что.
В общем, мы хотим бояться и не стесняемся в этом признаться (вы ведь это уже для себя уяснили?).
Так чего изволите испугаться на этот раз?

Итак, сегодня в разборе популярной темы страшилок мы будем рассматривать дом, который хочет вас убить – Ричард Матесон «Адский дом».
Скажу честно, как человек, который за всю свою жизнь успел уже пожить в нескольких городах, я успела для себя уяснить всего пару вещей.
1. В том, чтобы ночевать одному в пустом доме на самом деле нет ничего страшного. Достаточно сильно устать или забить голову другими проблемами.
2. Все дома на самом деле очень разные и обладают над нами определённой властью. Но только лишь потому, что мы сами это им позволяем.
Скажем так, больше всего я всегда боялась того самого дома, в котором выросла. И причин тут на самом деле несколько: от суеверных - этот дом впитывал мои страхи и переживания, до вполне мистических - большая часть квартир в этом доме всегда сдаётся или пустует, а в моем подъезде умерло уже три женщины, не дошедшие до пенсионного возраста. И, казалось бы, всему можно найти рациональное объяснение, но ощущение силы, таящейся в его стенах, меня не покидает. Хотя сейчас этот страх скорее трансформировался в нечто компромиссное - «я тебе не трогаю, вот и ты меня не трогай». Но, согласитесь, у многих из нас возникали ощущения, что конкретное место бывает настроено к нам недружелюбно.
Так вот, в книге «Адский дом» эксплуатируется как раз подобный страх. Скажу по правде: я очень долго игнорировала это произведение из-за названия. На мой искушённый взгляд, оно чересчур вычурное и плоское.

С одной стороны, использовав подобный приём - «говорящее название», автор хотел настроить нас на нужную волну. Но смысл названия все же двоякий, и читателю придётся самому выбирать, какому из них отдать предпочтение:
- это место эксплуатируют злые силы;
- это место и есть злая сила.

В общем-то, в самом начале чтения я была очень воодушевлена, так как занятных историй про призраков я давно не встречала. Однако весь мой боевой задор испарился, слово с белых яблонь дым, как только вызываемый призрак ощупал сексапильную женщину-медиума за мягкое место. Сразу вспомнились фарсовые комедии из серии «Очень страшное кино» и все попытки найти в этом произведении что-то хорошее для меня стали казаться совершенно беспочвенными.

И, как оказалось, совершенно не зря.
Автор решил проэксплуатировать тему «120 дней Содома» почему-то решив, что это хорошая идея. Что ж, вопрос вкуса всегда остаётся открытым, но пуританам или тем, кого тошнит от мысли, что герои романа будут иметь плотские отношения с призраками, просьба держаться подальше. Хотя, положа руку на сердце, всё это скорее очень смешно, чем страшно или противно. Во избежание дальнейших спойлеров, коих уже было как минимум несколько, не читайте следующий абзац.

Положа руку на сердце, я даже не знаю, кого сможет напугать сцена, в которой к симпатичной молодой женщине подбирается отрезанная кисть её благоверного мужа с целью подержаться за её прелести. Вам всё ещё не смешно? А как насчёт идеи, что победить главного злодея можно тем, что просто обозвать его никчёмным карликом и бастардом?
Если вы пропустили -таки предыдущий абзац и будете читать это произведение, то отмечу, пожалуй, и его плюсы, коих, увы, совсем немного.
В принципе, сама идея злобного и гадкого дома, сводящего людей с ума – это стопроцентная заявка на победу. С одной стороны, тема интересная (хоть в своё время и достаточно избитая), с другой – использовать её, давая отсылки к классическим произведениям, пусть и извращённым, - достойно похвалы хотя бы потому, что возможно кто-то прочтёт де Сада (зря, очень зря).
Есть в книге и глубоко запрятанный посыл: что в каждом из нас кроется зло, которое так или иначе найдёт выход. Добавьте ещё то, что здания способны аккумулировать отрицательную энергию и пробуждать это самое сидящее в нас зло – и получите вполне себе достойные ужасы.

Однако реализация авторской задумки, с крайне банально разворачивающимися действиями и массой скабрезностей вряд ли сможет найти себе массу поклонников.

Что ж, подытожу: даже самая блестящая идея для романа ужасов может быть загублена писателем. Возможно, для даты его написания (1971 г.) он был хорош и блистал новизной идей. Однако для современного любителя страшилок, это произведение останется проходным.

А мне, как и всегда, остаётся и дальше искать что-нибудь страшно интересное и пытаться разобрать в том, где проходит граница между хорошими и плохими ужасами.

Автор: Горячева Елена
Made on
Tilda